Первое немецкое кабаре
Первое немецкое кабаре «Uberbrettl» основал в Берлине барон Эрнст фон Вольцоген, писатель, больше известный, впрочем, благодаря своим организаторским, нежели литературным талантам. Официальным названием заведения было «Buntes Theater» («пестрый театр» или «театр-варьете»), однако известность оно получило именно как «Uberbrettl», что можно перевести как «Через сцену» (вероятно, в виду имелся характерный для варьете помост, идущий от сцены через зрительный зал). Возможно и другое толкование — «сверх-театр», по аналогии с Ubermensch (сверхчеловек) Фридриха Ницше, талант которого чрезвычайно почитал Вольцоген. В современном немецком языке Uberbrettl используется как синоним слова Kabarett.
Вольцоген выбрал в качестве помещения для «Uberbrettl» небольшой театр на Александерплац не только из соображений экономической целесообразности. Таким образом он предполагал сфокусировать внимание зрителя на художественной стороне предприятия. Kleinbuhne (малая сцена) предназначалась для кабаретного Kleinkunst (искусство малых форм), определение klein в котором вовсе не означало его маловажность. Лаконичность, жанровое и тематическое разнообразие должны были сделать его ближе широкой публике, чем «высокое искусство», часто предназначенное и понятное лишь узкому кругу избранных.
Впрочем, «Uberbrettl», хотя и созданное под очевидным влиянием французских аналогов, представляло собой скорее театр, чем собственно кабаре. Зрители заранее покупали билеты на представления, назначенные на определенный час, и сидели не за столиками, а в традиционных креслах, установленных рядами перед сценой. Естественно, они не могли уходить и возвращаться, когда им вздумается, пить, есть, курить, беседовать друг с другом, как это было во французских кабаре.
Представления «Uberbrettl», хотя и организованные в согласии с французской традицией, отличались, в частности, отсутствием политической сатиры. Цензура при кайзере Вильгельме была чрезвычайно жесткой, поэтому пародии и сатиры в «Uberbrettl» касались преимущественно социальных тенденций и господствующих в «высоком искусстве» художественных и литературных стилей.
Первое представление в кабаре Вольцогена, состоявшееся 18 января 1901 года, прошло с большим успехом. Поэт Кристиан Моргенштерн декламировал воображаемый критический отзыв о текущем вечере авторитетного театрального журналиста той поры Альфреда Керра, а сценка Бирбаума «Веселый муж» вызвала такой ажиотаж, что ее пришлось повторить трижды.