Расцвет развлекательного искусства
В двадцатые годы развлекался весь Берлин. Люди, уверившиеся за годы войны, что мир сошел ума, решили обнаружить в этом печальном факте и положительные стороны и пустились в самые невероятные безумства. В условиях полной экономической разрухи и безработицы кабаре посещали все. Сами кабаре, балансируя на грани банкротства и с определенной периодичностью прогорая, тем не менее продолжали поражать свою публику невиданной и в предвоенные годы роскошью, стремясь шиком и блеском как можно дальше обойти конкурентов.
В установившейся в 1918 году Веймарской республике, раздираемой политической борьбой и многочисленными экономическими проблемами, ни времени, ни сил не то что на цензуру, даже на малейший контроль за деятельностью культурно-развлекательных заведений уже не было. Безграничная свобода, больше похожая на произвол, поселилась не только в разнообразных кабаре и варьете, но, кажется, в самих человеческих умах. И главным индикатором глобальных изменений, постигших сознание населения страны, стала его женская половина.
Женщины, на годы войны оставшиеся без мужчин, столкнулись с навязанной им независимостью и ощутили ее вкус. Брючные костюмы и стриженые волосы стали уделом не только проповедующих сомнительные идеи феминисток, таким образом выражавших свой протест против патриархального уклада, но полюбившимся и украсившим многих удобным эффектным стилем. Вопреки распространенному мнению, это вовсе не означало потерю женщиной женственности, скорее напротив — болезненное женственности обострение.
Берлин в 1920-е годы оказался буквально наводнен девушками, искавшими славы в театре и в быстро набиравшем популярность кино. Естественно, что и более доступные сцены кабаре наводнили молодые таланты, оставившие скромность и стыдливость где-то очень далеко от бесчинствующего Берлина. Обнаженное женское тело стало одним из основных номеров программы в любом кабаре. «Время утраченных иллюзий, — писал в 1924 году Феликс Салтен, — срывает все покровы с женского тела и выставляет его напоказ».5 Анита Бербер — весьма характерная фигура для своего времени. Бывшая замужем и разведенная, принимавшая морфий и кокаин, страстная болельщица, она не пропускала ни одного боксерского турнира и велосипедного заезда, была завсегдатаем всех ночных баров и кабаре и сводила зрителей с ума, исполняя обнаженной «танцы порока, ужаса и экстаза».