Программа "Кумиры" на телеканале ОРТ
Интересно используются материалы воспоминаний героев и зрителей на ОРТ в программе «Кумиры» (ведущая Валентина Пиманова). Эпатирующее разделение, разрыв пространства общения героя, ведущей и зрителей. Типичный для культуры постмодерна диалог — он есть и его нет. Нет единого пространства общения. Они сидят в разных студиях. Ведущая обращена к телезрителям, герой за ее спиной, за выгородкой, обращается в телеэкранье, где «всплывают» отдельные киноматериалы как напоминание зрителям и самому герою о «былых славных победах - Герои программы — актеры кино и театра, у которых большой видеоархив, которые были и остаются кумирами определенной части зрителей.
Ведущая в роли «напоминателя» историй — связующее звено между зрителями, гостями и их экранными и театральными героями. Приглашенный помещен в пространство, декорированное вещами — реалиями прошлой обыденной жизни, припорошенными белой пылью (очевидно, в качестве символа-метафоры). Герой посреди сымитированной обстановки одинок, оставлен перед экраном, странно говорит в пустоту, в спину хозяйки этого изысканного салона, у которой он в гостях. Кумиры прошлого становятся настоящими потому, что в конце передачи элегантный пальчик ведущей стирает белую пыль с пластины с названием передачи «Кумиры» и включает кнопку эфира...
Здесь как будто смешано все — жанр, форма, комбинация элементов пространства и декора. Первое впечатление — потеря смысла, нарочито подчеркиваемая несовместимость цитатного языка ведущей и открытых конструкций воспоминаний, сопровождаемых опять же цитатами из фильмов и спектаклей. Зритель, невольно включающийся в эту игру, легко теряется в хаотичном лабиринте вещей, слов и смыслов. Но... зрителю возвращают его кумиров «прошло-настоящего», поворачивают к публике и ее вкусам некогда скрытую от нее жизнь так называемой богемы во вполне сентиментальном стиле. В. Пиманова, опытная и талантливая автор и ведущая передачи, одной из первых на отечественном телевидении смело пошла на размывание границ жанра «интервью-беседы» — любимого и естественного для СМИ. Возникла непривычная форма разделенного пространства с главным лицом — ведущей, которая напрямую общается со зрителем и предлагает последнему разные варианты оценок, мнений, трактовок жизни и творчества гостя. В. Пиманова создала пространство как знаковую, культурную среду, в которую поселяет героя. Эта своего рода бесконечная игра с вещами-знаками — типично постмодернистский ход, который открывает зрителю различные варианты домысливания и рассмотрения темы. Это совпадает с мыслью Маклюена, что именно «шероховатый», с низкой насыщенностью и высокой степенью неопределенности телеобраз обладает наилучшей способностью к вовлечению зрителя, к возбуждению его соучастия в происходящем.