Телепередача Марии Шаховой «Дачники»
Высокую оценку телесообщества получила передача Марии Шаховой «Дачники» (ТВ-6, НТВ). Автор и ведущая впервые открыла для зрителей — тонко понимая и чувствуя их интерес — тему дачи как образа жизни, как историко-культурный пласт, как автономный объект эстетической деятельности в окружающем мире.
Начав с простого обращения к истории освоения дачного пространства Подмосковья советской элитой 1930—1940-х годов, когда почти все население СССР обитало в коммуналках и не мечтало даже о 6 сотках, передача сразу же привлекла внимание взрослого зрителя. Он, наслышанный о быте этих дач, приник к экрану. Началось воспевание-разоблачение мифов и загадок — любимые массовым зрителем сюжеты.
На экране, перекочевывая с кадров любительских фильмов и фотографий, возникали дощатые домики, грубо сколоченная мебель, отсутствие дорог на подступах к первым академическим дачам в районе Звенигорода. Часто трагические судьбы элиты — легендарных деятелей отечественной науки — пересекались с судьбами массового зрителя. Это были первые передачи «Дачников». Потом шел рассказ о богеме Николиной Горы с ее вполне дворянским бытом, мебелью, картинами, на общем плане мелькали современные особняки, но о них уже речь не шла. Ведущая реконструировала прошлое Малаховки, Пахры, Абрамцева, Загорянки, даже благословенного Коктебеля и др.
Картины недавнего прошлого, запечатленные в любительских кино- и фотоархивах, открытках, альбомах, письмах, в дневниках, деидеологизированные воспоминания позволяют зрителю по-другому взглянуть на социально-историческое прошлое.
Успех этой программы — в использовании «эффекта новизны» в подходе к теме, к личным материалам. Это — новое многомерное видение ушедшего времени.
Мария Шахова четко проводит еще одну важную мысль — о характере отношений человека к природе, об эстетической связи между природой и окружающей средой в образе жизни своих героев. Она ненавязчиво вводит в лексикон телезрителей понятия «окружающая среда», «вид», «ландшафт», эталонные представления «подмосковная Швейцария» и т. д.
Интонированное, лирическое отношение к природе, вкус к удовольствию общения с ней пронизывает программу и делает ее любимой разными категориями зрителей, культивирует влечение человека не только к природе, но и к собственному чувствованию и размышлениям, запечатленным в создании, сохранении личных архивов — такой экологии души.