Небывалое везение
С помощью самой Природы, с помощью неистребимой материи и энергии, которые вечно хранят информацию, полоумный чудак и никудышник не только выбирается из сложнейших положений. Он еще и вступает в борьбу с обществом, с законами общества и культуры. Вряд ли можно считать его в полном смысле слова победителем. Финал фильма не вполне определенный. Но бедняга и счастливчик, жертва аутизма и носитель «синдрома многознания» не может проиграть. Он столь же неуязвим, как Чарли, едок своего ботинка и неуничтожимый человечишка.
Подключенность к Первой природе и отсоединенность от Второй природы, очевидно, являются признаком смешного кино. Это и характеристика героев — трикстеров, смешных и трогательных любовников, маленьких человеков, разного рода чудаков и дурачков.
В сфере эроса смеховой герой проявляет себя именно как существо «Ненашей» природы. Многие трикстеры киноэкрана отличаются повышенной сексуальной активностью. Это начинается с Чарли Чаплина, который употребляет свои смешные ножки в смешных штанах или свою потешную тросточку для таких приемов привлечения женской особи, которые до сих пор вызывают некоторое смущение критиков-моралистов. Им бы хотелось, чтобы «маленький человек» был скромным и безобидным. А он скабрезничает.
В области идеальных (цивилизационно сублимированных) любовных отношений трикстер переживает свои серьезнейшие неудачи. Он старается быть правильным и гуманным возлюбленным, но результат в лучшем случае остается неопределенным, как в «Огнях большого города». Трикстеру экрана иной раз мила и желанна гуманная цивилизованность, он хочет «быть человеком», он хочет осмысленно и нравственно любить. Но хочет только до определенного предела. Он не способен на все сто процентов интегрироваться в измерение антропных ценностей.
В сфере природного эроса трикстер чувствует себя, напротив, как рыба в воде. Вспомним героев Марчелло Мастроянни. Они фатально не умеют любить «как положено», то есть как положено среди людей. Оформлять отношения, хранить верность, поддерживать нравственную планку — это для людей культуры хорошо, а для существа природного это не годится. Любовь социализированная и окультуренная не для него. Его реакции на сколько-нибудь красивую женщину элементарны, первичны, наивны, как реакции животного на привлекательную самку. Этим он и забавен, и симпатичен, и привлекателен. Можно залюбоваться. Мы со смехом любуемся оленем или журавлем, которые озабочены продолжением рода. Развратники бывают только среди людей культуры, они нарушают табу, и это доставляет им дополнительное пакостное удовольствие. Человек действительно развратный более или менее противен, ибо получает удовольствие от возможности набезобразничать и доставить неприятности ближнему. Герой Мастроянни, человек сатировидный, не понимает вообще, зачем нужны нормы и приличия. Когда ему о них напоминают, то он делает вид, будто он знает, о чем идет речь. Он вроде бы стесняется, он кается. Но только увидит самку — и все как водой смыло. На самом деле он не разделяет ценности Второй природы. И его невозможно осуждать.