Особенности восприятия времени сегодня
Терроризм, озоновые дыры, загрязнение окружающей среды, массовая миграция, оружие массового уничтожения, чересчур быстрые прогресс науки и деградация населения — все это и многое другое определяет восприятие времени как катастрофы. Подобное восприятие времени обусловливает как ощущение бытового существования, так и литературное повествование, пытающееся прочувствовать состояние повседневной жизни, которой грозит угасание. Литература исследует стремления, желания и страхи людей, живущих во времени, которое все больше и больше ощущает себя временем конца. Так называемая рыночная экономика, сопровождающаяся катастрофами, которые она сама же и производит, выказывает свою безальтернативность. Логика капитала определяет действительность, и эта логика сообразуется с максимальной прибылью, то есть определяется выгодой. В материальном смысле достигается относительный всеобщий консенсус. Литературу же интересует смысл моральный и эстетический. Она призвана описать атмосферу разорванности индивидуального и общественного сознания, болезненность цивилизации и культуры в целом. При этом мы можем наблюдать «забавно-катастрофическое превращение современной культуры в серию панических сцен»: «мир охвачен хаотической энтропией».
«Постмодернистскую культуру нередко сравнивают с культурой поздней античности. Настроения „конца истории", когда все уже высказано до конца, исчезла почва для новых, оригинальных идей.
Вместе с тем подобное сравнение должно было бы скорее навести на мысль о тех новых эстетических парадигмах, которые подспудно возникают в недрах устоявшихся художественных моделей. В этом плане заслуживает внимания принадлежащая Д. Барту концепция постмодернизма как культуры нового художественного наполнения, а отнюдь не истощения».15 Недаром же бытует мнение, что чем катастрофичнее время, тем лучше литература.
Вероятно, в отношении постмодернизма как признака современного мироощущения (хотя, как справедливо заметила Н. Мань-ковская, «не все современное входит в его (постмодернизма. — И. Р.) культурную ауру»16), следует вспомнить версию «мягкого постмодерна», которую отстаивает в книге «Сумерки долга: Безболезненная этика демократических времен»17 Жиль Липовец-кий. Французский ученый рассуждает о «безболезненности переживания современным человеком своего постмодерного удела», о приспособлении к нему сознания конца XX века, о возникновении постмодерного индивидуализма, больше озабоченного качеством жизни, желанием не столько преуспеть в финансовом, социальном плане, сколько отстоять ценности частной жизни, индивидуальные права на «автономность, желание, счастье».