Теория беспорядка
Один из «аналитиков современности» и главный теоретик хаологии Жорж Баландье в своей книге «Беспорядок: Похвальное слово движению» пишет о закономерности нынешнего состояния современного общества: «порядок скрывается в беспорядке, постоянно действует принцип проблематичности, и непредвиденное должно быть понято». Он говорит о том, что в современном мире «значение движения <...> гораздо важнее структур, организаций, постоянных величин» и добавляет, что «беспорядок не одно и то же, что кавардак».
По мнению Баландье, состояние современности определяют два момента: динамика и неуверенность. Следствием последней являются потеря ценностей и проблематичность понятия истины.
Но каждая эпоха всякий раз обречена на возобновление вопроса об истине сущего, и каждая эпоха дает новый ответ. Все ранние утверждения постмодернистов уже не кажутся более столь провокационными с наступлением века глобального хаоса.
Появились новые импульсы для решения старых вопросов (например, об общественной функции литературы и искусства, о роли их «производителей»). В обществе развернулась дискуссия по поводу современной литературы. В центре дискуссии — проблема, оказавшаяся сегодня очень актуальной, — какую литературно-теоретическую ценность и какое место литературе приписать. Дискуссия сопровождалась нескончаемыми дебатами по поводу того, что:
1) Литература, существующая внутри отдельного «кружка», проповедывающего взгляды определенного среза общества, по сравнению со средствами массовой информации (телевидением, компьютерами и проч.), потеряла свой прежний статус, престиж, несмотря на то что в последние годы подробно штудировалась.
2) Письмо как носитель коммуникативно-информирующей функции отступает на задний план. Литература становится лишь беспредметным символом медленного прохождения от инстанции «продукция» к инстанции «рецепция». Вдобавок следует отметить, что многообразие ежегодных новых поступлений неохватно, несмотря на потерю интереса части читателей и переход к техническим средствам массовой информации. Последние же проповедуют потребительское отношение к искусству.
3) Искусство и литература должны теперь развиваться и утверждать себя не столько в противоборстве с рыночными стратегиями издательств, критиками и политиками, сколько, прежде всего, с динамично наступающими медиасистемами.
В дискуссии, с одной стороны, много говорилось о том, что привязанная к письму, не воспроизводящая «картинок» литература противостоит литературному шоу, его инсценировкам, с другой стороны, поднималась проблема «литературизации» общественной жизни в средствах массовой информации. Эту игру с «делитературизацией» литературной жизни и ее «тривиа-лизацией» мы как раз можем наблюдать на примере борьбы масс-медиа за право хвалить или ругать литературные произведения.