Эстрадные концерты в СССР
Широко известен такой факт, что в рамках культурной программы для участников «Тегеранской встречи» в 1943 году, советской стороной был подготовлен дивертисментный эстрадный концерт, состав которого готовился исходя из интересов и вкусов И. В. Сталина. В этот концерт была включена выдающаяся акробатическая пара — Т. Птицина и Л. Маслюков, — специально вывезенная для этой цели на самолете спецрейсом из блокадного Ленинграда. Возможно, личные пристрастия руководителя страны и явились одной из причин расцвета эстрадно-циркового жанра в 30—50-е годы XX века в нашей стране.
Позже, в 1970-е годы, начинает меняться имидж, а вместе с ним и суть отечественной эстрады. Именно в эти годы с эстрадной сцены уходит задушевный интимный стиль, сформировавшийся в 50—60-е годы XX века. Постепенно начинает складываться «звездный» образ, основой которого является отождествление эстрадного исполнителя с образом суперчеловека. Л. Тихвинская в своей работе «Куда исчезла настоящая эстрада?» очень точно охарактеризовала этот период: «Эстрада 50-х видела свой гражданский долг в необходимости убедить зрителя в том, что человек на сцене ничем не отличается от любого сидящего в зрительном зале, „что каждый может точно так же". Эстрада 70—80-х выводит на подмостки другого актера — „звезду", весь облик и сценическое поведение которой призваны внушить мысль об исключительности того, кто явлен публике в мерцающем свете прожекторов. Экстравагантно-вызывающей или инфернально-загадочной, но в любом случае —манящей и недосягаемой. Вся из другого мира, где правят иные законы, где все совсем не так, как в жизни. Простая повседневная жизнь отступила с подмостков. Здесь воцарился мир грез и мечты».5
Собственно говоря, именно в конце 1970-х—начале 1980-х годов и начал закладываться фундамент того, что впоследствии в России стали называть «шоу-бизнесом». Популярность эстрады в те годы оказалась столь значительной, что именно эстрадные приемы и концепции стали проявляться в цирковом искусстве, оказывая на него самое непосредственное и сильное влияние. Забегая несколько вперед, отметим, что практически все 1970-е годы и начало 1980-х в цирковом искусстве прошли под явным влиянием отечественной эстрады. Происходило взаимообогащение эстрады и цирка. Если в предыдущие годы номера оригинального жанра в своих приемах и принципах опирались на сложившиеся каноны циркового искусства, то теперь цирковое искусство стало обогащаться и обновляться, ориентируясь на достижения эстрады. М. Немчинский писал: «В ориентации на это зрелище (эстраду) существенное видоизменение в структуре циркового представления и номера претерпела пластика, характер музыкального сопровождения, костюмы, само существо композиционного построения, да и взаимоотношение партнеров».6 В то же время, несмотря на высокую популярность и, как следствие, значительную востребованность, эстрадно-цирковые жанры, как, впрочем, и цирковые жанры тех лет, испытывали определенные трудности.