Проблема редкой смены цирковых номеров
Немало проблем всегда вызывала редкая смена цирковых номеров у большинства артистов-исполнителей. В артистической среде тех лет, да и сегодня, не редки случаи, когда несколько поколений одной артистической семьи годами выступают с одним и тем же номером, с неизменяющимся художественным образом. Это влекло за собой снижение качества номеров эстрадно-циркового жанра. Номера, не отвечавшие интересам и вкусам зрительской аудитории, постепенно начинали превращаться в невостребованный творческий балласт.
Уже упоминавшийся нами ранее известный режиссер эстрады А. Бойко с грустью говорил: «В начале своей артистической карьеры многие исполнители идут в ногу со временем, но затем подчас время уходит вперед, а они остаются на прежнем месте. Меняется внешний и внутренний облик зрителя, происходят исторические перемены в социальной и общественно-политической жизни, поднимается общий культурный уровень зрителей. И лишь ничего не меняется в номерах тех артистов, которые потеряли чувство времени и продолжают выходить к зрителям так же, как это делали несколькими десятилетиями раньше. Но анемия к быстротекущей жизни в эстраде дорого обходится».7
Кроме вышеизложенных проблем следует отметить, что рост популярности эстрадно-цирковых жанров в зрительской среде, а в особенности некоторых из них, привел к жанровому дисбалансу в этой области эстрадного искусства.
А. Бойко так прокомментировал сложившееся положение: «В Москонцерте, имеющем самое большое количество артистов пластических и эстрадно-цирковых жанров, из 150 номеров нет ни одного в жанре музыкальной эксцентрики, а также буффо-синхронизма. По одному номеру имеется в ставших редкими жанрах — мнемотехники, вентрологии, оригинальных кукол, роликобежцах, „живых силуэтах", имитации и звукоподражании, а также в жанрах „художник-моменталист" и психологические этюды. Зато в недалеком прошлом номеров акробатики было около 70. В настоящее время их число сократилось до 46, но по количественному соотношению с номерами других жанров они остаются ведущими. За ними следуют номера иллюзии, жонглирования и пантомимы. Картина диспропорции жанров в Москонцерте довольно „объективно" отражает общую в стране тенденцию развития пластических и эстрадно-цирковых жанров».8
Анализируя негативные тенденции в эстрадно-цирковых жанрах тех лет, необходимо уделить особое внимание проблеме подготовки и совершенствования артистических кадров, не утратившей, к сожалению, свою остроту и в настоящее время.