Концерты на больших площадках
Проведение концертов на крупных площадках требовало определенной специфики при формировании составов участников этих программ. В подобных случаях основной упор делался либо на вокальные номера в исполнении «раскрученных» солистов, либо на эстрадно-танцевальные коллективы типа «Ритмы планеты», «Тодес» и др., или на известных сатириков и юмористов «звездного эшелона». Эстрадно-цирковые номера, относительно небольшие по «метражу», требующие напряженного внимания во время исполнения со стороны зрителей (иллюзия), устроителей концертов больше не интересовали. Именно в эти годы с концертных площадок страны постепенно начали исчезать, ввиду их невостребованности, дивертисментные концерты и номера концертно-циркового жанра. Кроме того, на фоне расширения коммерческого сектора в сфере концертного досуга населения, государственный сектор стал активно терять свои ведущие позиции.
Не останавливаясь на положительных и отрицательных сторонах этого процесса в сфере организации концертного досуга, отметим только, что в коммерческих концертных структурах возник иной, по сравнению с государственными организациями, подход к определению необходимых жанров, номеров и артистов для формирования концертов. «В новой системе работали лишь те, кто мог реально претендовать на успех у публики. Здесь не было никаких тарификационных и отборочных комиссий, преобладали личные пристрастия, знание или ощущение конъюнктуры. Организация гастролей исключала столь привычные для филармоний срывы и отмены концертов. Работали прямые материальные стимулы, объединявшие всех участников гастроль-но-концертной деятельности».9 К сожалению, в новой концертной системе практически не находилось места для эстрадно-цирковых жанров. Сегодня можно только догадываться о возможных путях развития эстрадно-циркового искусства в условиях трансформации культурного досуга населения России того времени.
Однако жизнь все-таки внесла свои коррективы. Новые условия жизни потребовали новой организации досуга. В Москве и С.-Петербурге, а затем и по всей России стали открываться ночные клубы, казино, развлекательные центры и т. д. Подобные заведения, существование которых напрямую зависело от количества посещающей их публики, в борьбе за своего клиента вынуждены были искать различные формы привлечения и развлечения посетителей. Этой цели и служили весьма популярные в те годы небольшие дивертисментные концерты. Как правило, такие концертные программы, «каркасом» которых являлся эстрадно-танцевальный коллектив, а совместно с ним работали различные такие номера, в том числе и эстрадно-циркового жанра.