Проблемы в режиссуре эстрадно-циркового жанра
Режиссура эстрадно-циркового жанра в последнее десятилетие XX века столкнулась с очень серьезными проблемами. Стали уходить из жизни блестящие мастера отечественной режиссуры эстрадно-циркового жанра, ее «золотой фонд»: С. Каштелян, Л. Маслюков, А. Бойко и т. д., а на смену им, что особенно грустно, не пришло ни одного режиссера, специализирующегося в жанре эстрадно-циркового искусства, таких же масштабов дарования, изобретательности и преданности любимому делу. В очередной раз с сожалением можно отметить, что хотя «кузница» эстрадно-циркового искусства РАТИ (ГИТИС им. А. В. Луначарского) ежегодно выпускает значительное число режиссеров циркового направления, ни цирк, ни эстрада в последние 10—15 лет не могут похвастаться крепкими и стабильными мастерами-режиссерами.
В результате значительного спроса в развлекательных заведениях на номера эстрадно-циркового жанра, особенно в середине 1990-х годов, резко возрос спрос на постановку эстрадно-цирковых номеров среди артистов этого направления. Естественно, в этих случаях постановочная работа оплачивалась артистом из собственного кармана и по иным расценкам, нежели это было ранее принято в государственных организациях. Конечно же, артист-заказчик, плативший деньги за создание номера, хотел иметь какие-то гарантии, что приобретенный им номер будет хорошо востребован публикой и импресарио. Поэтому время творческих экспериментов в коммерческом секторе эстрадно-циркового искусства завершилось, так и не начавшись.
Постановочная работа была ориентирована только на успех, как следствие этого процесса — началось массовое тиражирование и, как мы уже отмечали ранее, плагиат. Кроме того, следует отметить «сползание» творческих решений в поверхностный, а зачастую и просто скабрезный стиль. Выпущенные номера оказывались неглубокими по-своему художественному содержанию, а порой являли собой просто набор трюков, подобранных в определенном порядке без всякой драматургии номера. Правда, все вышесказанное относится исключительно к режиссерам-профессионалам, специализирующимся в области эстрадно-циркового искусства. К сожалению, повышенный интерес к номерам оригинального жанра и немалые капитальные вложения сделали привлекательной эстрадно-цирковую режиссуру для различного рода проходимцев, нечистоплотных дельцов и людей, далеких от эстрадно-цирковой режиссуры, но склонных к легкой наживе и славе.