Ремесленные поделки
Эстрадно-цирковое искусство начало «захлестывать» мутными волнами ремесленных поделок. Пожалуй, это тот самый случай, когда ВТМЭИ можно назвать хранителями традиций. Ведь если даже не говорить об отдельных номерах, выпущенных в ВТМЭИ за первое десятилетие существования «новой» России, то даже отдельных масштабных программ, в творческую структуру которых были введены эстрадно-цирковые номера, было создано порядка 12, и все это героическим, самоотверженным трудом в условиях тотальной недостаточности средств и материалов. Необходимо отметить, что непростые 1990-е годы не могли не наложить отпечаток на эстрадное искусство России, в том числе и на развитие оригинального жанра. Изменился не только стиль и язык эстрады, изменились отношения со зрительской аудиторией. Все это оказывало влияние на режиссуру, оформление и сценическое решение эстрадно-цирковых номеров.
К середине 1990-х годов ощущение эйфории от достижений шоу-бизнеса начало уступать место реальному пониманию положения дел. Стало очевидным, что все завоевания отечественного шоу-бизнеса базировались на том фундаменте, который был заложен еще в советские годы мастерами отечественной эстрады. Высокотехнологичное оснащение шоу-программ, на котором во многом держится сегодня успех в шоу-бизнесе, как это ни покажется печальным поклонникам этого направления, к сожалению, в целом ряде эстрадных жанров не способно заменить отсутствие профессионального мастерства и творческих идей.
Итогом понимания этой проблемы явился новый уровень отношения в профессиональной среде к поддержанию и сохранению былых традиций отечественной эстрады. В России возобновляются конкурсы, фестивали и смотры эстрадного искусства, на которых, как правило, отдельной номинацией выступают представители эстрадно-циркового жанра. В 1996 году под патронажем Министерства культуры РФ в Санкт-Петербурге был проведен Первый Российский открытый конкурс артистов эстрады, выявивший много новых, интересных артистов эстрадно-циркового жанра.
В марте 2003 года в Москве был проведен Первый молодежный фестиваль-конкурс им. Бориса Брунова, который показал, что среди молодых артистов страны есть огромный интерес к номерам эстрадно-циркового искусства. Следовательно, есть все основания полагать, что в ближайшие годы это направление эстрадного искусства не исчезнет из сферы культурного досуга населения России.
Значит, будем ждать, чем будет удивлять и радовать нас дальше вечно молодое российское эстрадно-цирковое искусство.