Составление программы концерта
Программы составлялись Е. В. Гиппиусом накануне концертов и часто не совпадали с рекомендациями фольклористов, открывших эти стихийные ансамбли в своих экспедициях. Определяя порядок выхода коллективов на сцену, Гиппиус руководствовался принципом подобия (а не контраста, как Щуров). Слушатель должен был услышать сходство и преемственность музыкальных форм, почувствовать взаимосвязи локальных фольклорных традиций.
Многочасовые репетиции (их было, как правило, две — черновая и генеральная) являлись событиями не менее интересными, чем сами концерты. На них собирались десятки ученых, студентов, участников молодежных ансамблей. Многие из них вели звукозапись и тут же анализировали ритмические формы услышанных песен; другие записывали в блокноты замечания Е. В. Гиппиуса. Сам же профессор («сценар» по определению одной из участниц концерта) нередко вступал в яростные споры с фольклористами и сотрудниками Фольклорной комиссии. Они происходили на глазах у изумленных исполнителей, для которых ситуация, безусловно, была стрессовой. Все это вызывало в памяти очевидцев аналогии с известной южнорусской хороводной песней:
Приезжали московские господа, Расставляли шелковые невода, Уловили белу рыбицу со дна, На крутой берег вытаскивали, У белой рыбы выспрашивали: —Хорошо ли тебе, рыба, без воды?
Все концерты проходили в форме лекции со звучащими иллюстрациями. Они открывались пространной вступительной речью Е. В. Гиппиуса, в которой раскрывалась тематика концерта. В качестве ведущих в разные годы выступали Дмитрий Покровский,15 научные сотрудники Комиссии Андрей Кабанов, Юрий Багрий, а с 1979 года — автор этих строк. Комментарии ведущих стали более академичными, изобиловали специальными научными терминами, а сами программы были перенасыщены (что, впрочем, не повлияло на все возраставшую популярность концертов в кругах московской общественности). Они отчасти утратили «душевность», сценическую стройность и соразмерность, но зато обрели прочную научную основу. В число участников концертов нередко включались коллективы не только из Российской Федерации, но и из союзных республик, что увеличивало разнообразие музыкального материала.