Задачи концертного выступления
Главной задачей являлась подготовка к восприятию услышанного как к целостному фрагменту культуры, передающему народное мировоззрение. Все исполнители приглашались на сцену, где сидели в течение концерта, образуя красочную дугу, которая замыкалась в круг, охватывая весь зрительный зал. Таким образом преодолевалась граница, разделяющая исполнителей и слушателей, зрелище делалось более объемным и чем-то напоминало традиционную форму сельского досуга — вечеринку, игрище.
Одна из лучших программ этих лет, показанная 24 ноября 1984 года, была посвящена музыке народного календаря. Как и в концертах 1960-х годов, выступления всех исполнителей были рассредоточены в программе, разделены на несколько выходов. Народные певицы активно включались в рассказы об обрядах и играх, вели диалог с залом. Благодаря такой форме концерт был очень хорошо воспринят публикой, несмотря на то что в нем не смогли принять участие ансамбли с наиболее полным репертуаром календарных песен.
После 1992 года Фольклорная комиссия, лишившись финансирования, была вынуждена прекратить концертную деятельность. Лишь в 2000 году благодаря поддержке Института «Открытое общество» удалось организовать и провести семь тематических концертов. Остановимся на них подробнее, так как они стали не только итоговой акцией Фольклорной комиссии, но и неожиданным образом обнажили «острые углы» московского фольклористического сообщества.
Первый концерт цикла состоялся 16 февраля в том же зале, где проходили концерты 1960—1980-х годов. Программа «Общие корни восточнославянских традиций» раскрывала идею общности и взаимодействия традиционных культур трех восточнославянских народов: белорусов, украинцев и русских. Для участия в концерте были приглашены два русских этнографических ансамбля, которые познакомили слушателей с традициями территорий русско-украинского пограничья (Белгородская область) и контактных зон, где в течение двух столетий происходил интенсивный процесс ассимиляции русской и украинской культур (Северный Кавказ, Закубанье). Белорусскую фольклорную традицию представлял известный в фольклорных кругах певец Михась Басяков (г. Екатеринбург), украинскую — фольклорный ансамбль «Древо» (г. Киев, руководитель Е. Ефремов).
Программу открывало выступление М. Басякова. Выросший в глухой деревне на севере Томской области в семье белорусских переселенцев, Михась воспринял богатейший песенный репертуар своей прабабушки, предки которой пришли в Сибирь в первой половине XIX века из Турово-Пинских земель (Центральное Полесье). Уже став взрослым, певец провел несколько лет в Белоруссии, отыскивая следы своего рода, и значительно увеличил свой репертуар, включив в него множество восточно-полесских песен с родины своих предков по отцовской линии.