Фольклор старообрядцев
Как известно, терские (гребенские) казаки в основном были — а многие и сейчас остаются — старообрядцами. В наибольшей степени это относится к казакам, проживающим (или проживавшим) на территории Чечни. Ставропольские же терские казачьи станицы, одной из которых является Старопавловская, образованы сравнительно поздно (примерно полтора столетия назад), и их жители принадлежат к господствующей православной церкви. Однако соседство со старообрядцами, тесные связи с их культурой не могли не оказать влияния на местную музыкально-фольклорную традицию. В программе концерта это проявилось самым неожиданным образом. Объединяющим компонентом явились господство монодического музыкального мышления в репертуаре всех участников концерта и, как следствие, — особая выразительность и гибкость мелодий.
Программа, представленная в Московском Доме композиторов 19 апреля 2000 года, была посвящена традиционной музыке народов России. Программа была составлена таким образом, что публика получила возможность совершить «музыкальное путешествие» с севера на юг — от Северного Приуралья через Поволжье и Северный Кавказ вплоть до Главного Кавказского хребта, и при этом кратко ознакомиться с традиционной культурой народов, проживающих на этих территориях.
Этот концерт стал не только ярким художественным событием, но и оказался чрезвычайно информативным. Он предоставил слушателям уникальную возможность ощутить взаимосвязи различных культур, контрасты и заимствования, поразмышлять о серьезных проблемах, стоящих перед исследователями народной музыки.
Программу открыл женский ансамбль из деревни Черныш, Прилузского района, Республики Коми, полно и разнообразно представивший музыкальную традицию коми-зырян — одного из народов финно-угорской группы. Исполнительницы продемонстрировали несколько архаических наигрышей на трехствольных флейтах Пана («чипсанах»), по сей день изготавливаемых местными жителями из полых стволов зонтичного растения — дягиля. Когда-то такие звукоподражательные наигрыши, по-видимому, сопровождали ритуалы календарного цикла. В настоящее время они утратили свою первоначальную приуроченность и сохраняются в основном в концертной практике этнографических коллективов.
Ансамбль из деревни Черныш также включил в свою программу редкий образец местной хореографии — кадриль «тройками» в сопровождении гармоники-«шон-дыбана», несколько лирических и плясовых песен. Как и у некоторых других финно-угорских народов, характерной чертой традиционных песен коми-зырян является смешение русского и коми языков в песенных текстах. Долгими аплодисментами слушатели приветствовали старейших певиц коллектива: П. Д. Сер-дитову, В. И. Костылеву, А. П. Трофимову и особенно М. Г. Сер-дитову, более полувека остающуюся лидером ансамбля.