Выступление О.В.Трушиной
Украшением концерта стало незапланированное участие в нем знаменитой смоленской певицы О. В. Трушиной из деревни Нетризово, Кардымовского района, представляющей сольную женскую традицию Смоленского Поднепровья. В ее репертуаре — несколько сотен лирических и обрядовых песен, множество поминальных стихов. Это был один из последних приездов замечательной исполнительницы в Москву, и ее выступление надолго останется в памяти всех, кто пришел в тот день в Московский Дом композиторов.
Самой необычной оказалась программа «Пение — душам нашим украшение», показанная 22 ноября. Для названия концерта, целиком посвященного музыкальному воплощению идей народного христианства, был выбран стих из духоборческого псалма. Духоборцы и молокане стали участниками этого концерта, в организации и проведении которого принимала деятельное участие известная исследовательница, собирательница и исполнительница духовных стихов, доктор филологических наук С. Е. Никитина.
В первом отделении выступил коллектив духоборческой общины из села Архангельское, Чернского района, Тульской области, где в настоящее время проживают беженцы из Джава-хетии. Именно там, в высокогорных районах Грузии, в течение долгих лет сохранялись традиции духоборцев. Их вокальная культура объединяет богослужебные песнопения, исполняемые на молитвенных собраниях, — «псалмы» и светские фольклорные жанры — «стишки» и песни. Мелодико-многоголосный склад духоборческих псалмов, не имеющий аналогов в традициях других конфессий, — terra incognita музыкальной фольклористики, ожидающая своих исследователей.
Второе отделение провел молоканский ансамбль, приехавший из поселка Кочубеевское, Ставропольского края. Так же как и духоборцы, молокане проживают в этих краях всего несколько лет, а до этого они жили в Азербайджане. Программа выступления этого коллектива состояла исключительно из богослужебных песнопений — «духовных песен», представляющих собой тексты из различных книг Библии, распетые в сложном многоголосном стиле. В пении молокан отчетливо слышны интонации южнорусских (воронежских, тамбовских) и казачьих песен, и это не случайно: именно на этих территориях в XVIII веке зародилось религиозное движение молокан.