Итоги 60-х годов
Важно отметить, что то, что происходило в рок-культуре в 60-е годы, не исчезло бесследно: множество разнообразных элементов ритм-н-блюза, кантри, рок-н-ролла, фолк-рока и в особенности психоделического рока послужило фундаментом для образования таких направлений, как арт-рок, джаз-рок, прогрессив-рок и т. д. — причем данное влияние затрагивает не только чисто музыкальную сторону, но и оформление постеров, обложек пластинок, драматургию и атрибутику концертов, постановки шоу и многое другое.
Но, несмотря на неоценимый вклад 60-х в обогащение и развитие мировой культуры, рок-музыка 70-х в своих классических проявлениях — в отличие от появлявшихся в то время новых направлений, среди которых в первую очередь следует выделить такие, как панк-рок, хард-рок и хэви-мэтл, — во-первых, не получила такого общественного резонанса, а во вторых, не обладала таким же мощным культуростроительным импульсом. Это, кстати, объясняет то, почему практически все знаковые рок-фестивали 70—80-х, в числе которых такие, как Friday Rock Show Session (1979), Reading Festival (1982) и Monsters Of Rock (1988), проходили под знаком хард-н-хэви, и позволяет, с одной стороны, взглянуть на рок-фестиваль как на феномен, невозможный вне контекста определенной субкультуры, а с другой — выдвинуть предположение, что для некоторых известных субкультур рок-фестиваль стал важнейшим, непременным и незаменимым ритуалом.
В СССР до 1981 года официальных рок-фествалей не существовало. В частности, А. Макаревич («Машина Времени») в своих воспоминаниях упоминает такие события, как фестиваль «Таллинские песни молодежи — 76». «Организовал это ЦК ЛКСМ Эстонии, и название фестиваля носило отпечаток эдакого комсомольского камуфляжа — это, конечно, был рок-фестиваль, — но слово пока было запрещенное»;19 а также «знаменитый фестиваль в Тбилиси — „Весенние ритмы—80". Устроен он был с истинно грузинским размахом: приглашена масса групп, концерты идут целую неделю, напечатаны плакаты, значки, присутствует пресса, даже иностранная, — по тем временам все это выглядело невероятно. Участвовали и профессиональные, и любительские команды на равных.
Это было принципиально ново. В жюри председательствовал Юрий Саульский».20 Ситуацию того времени можно оценивать по-разному: двоемыслие и эзопов язык, присущие каждому советскому гражданину той эпохи, сделали чрезвычайно затруднительным проведение водораздела между «Вечером молодежной песни», услужливо отданном на откуп рокерам «гуманными» властями, и рок-фестивалем, фактически превратившимся в смотр советских ВИА стараниями «лояльных» музыкантов. Поэтому история собственно рок-фестивалей начинается в 1981 году, когда Стасом Наминым был организован Первый Всесоюзный поп-рок-фестиваль. Это мероприятие состоялось на велотреке города Еревана и собрало 70 тысяч зрителей. На фестиваль съехались десятки журналистов со всей страны и из-за рубежа, а снимать его приехала телевизионная группа Евгения Гинзбурга 1-го канала «Останкино». Фестиваль, несмотря на все препятствия со стороны официальных властей, прошел очень успешно. «Были счастливы и зрители, и участники, и критика. Концерт начался в 12 дня, и в 2 часа ночи, когда он заканчивался, публика все еще не хотела уходить».