Популярность идеи рок-фестивалей
Несмотря на то что сейчас в отечественных средствах массовой информации крайне мало внимания уделяется фестивалям вообще и рок-фестивалям в частности, сама идея их проведения в наше время приобретает все большую популярность, в Интернете существуют ссылки на несметное множество мероприятий, среди которых как ежегодные коммерческие мероприятия, такие как «Максидром», «Нашествие», «Крылья», «Рок против наркотиков», так и альтернативные проекты самой разной направленности и масштабов — начиная с таких, известных каждому, как фестиваль «Ethno-Life» на станции «Яхрома» и знаменитый Грушинский фестиваль в Самарской области и заканчивая локальными проектами только-для-посвященных, такими как «Пустые Холмы» в Калужской области под г. Таруса или московская «Игра в Бисер» в 2003 году.
Все указывает на то, что сейчас в России наблюдается огромный взлет популярности идеи фестивалей: они проводятся по всей стране, отличаясь чрезвычайно широким диапазоном в масштабах, содержании и направленности — от альтернативного проекта «Панк революция»—10 до грандиозного рэйва «Казантип». Они устраиваются по любому поводу и вообще без повода: в честь дня рождения группы «Тени», по случаю годовщины журнала «Хиппилэнд»; существует рок-фестиваль «Онежские зорьки» под Архангельском, фестиваль дальневосточной музыки в Хабаровске, фестиваль байкеров «Байкал-Шаман» на береах озера Байкал — список можно продолжать бесконечно.
Рок-фестивали устраиваются в самых разных местах: на стадионах, аэродромах, сценах дворцов спорта, дворцов культуры и даже просто в клубах (в то время как изначально рок-фестиваль — это open air). Фактически, для того чтобы устроить однократный некоммерческий фестиваль, достаточно всего нескольких энтузиастов и пары десятков их единомышленников. А Интернет позволяет без особых затрат времени и денег сделать анонсы и написать отчеты об этом событии — также зачастую обладающие значимостью лишь для членов субкультуры-адресата.
Подводя итоги, следует отметить, что за полувековую историю своего существования рамки понятия «рок-фестиваль» сильно расширились. Рок-фестивали менялись, завоевывая новые территории, привлекая сердца новых поклонников и усилия новых организаторов. Фестиваль с присущими ему чувством единения с другими, ощущением праздника, феерии, осознанием исключительности момента, органично вплелся в рок-культуру и развивается вместе с ней, приобретая множество различных качеств. Как форма бытования рок-музыки фестиваль снискал популярность именно благодаря ощущению сопричастности, вовлеченности в движение как участников, так и слушателей, которое так важно в рок-тусовке и до сих пор не теряет актуальности как универсальный способ развлекать и развлекаться.