Punk's not dead
Результаты, к которым приходит исследователь, во многом зависят от исходных позиций и ракурсов рассмотрения того или иного явления. Стремление к максимально адекватному отображению изучаемого феномена неминуемо приводит к поиску адекватного инструментария для исследования. В этой связи панк-рок-субкультуру как явление, входящее в более обширный феномен молодежной субкультуры,25 можно рассматривать в контексте философии и методологии постмодернизма. Во-первых, потому что формирование постмодернистской ситуации и конструирование феномена молодежной субкультуры совпали по времени (а именно формирование постиндустриального общества во второй половине XX столетия) и, следовательно, взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Во-вторых, постмодернизм зарождался, прежде всего, на почве неприятия формирующейся под воздействием масс-медиа стандартизации и однотипности массового сознания, что стало одной из причин появления молодежных субкультур, как стремление противостоять универсальным нормам массовой культуры.
Для мировосприятия постиндустриального общества характерен принцип тотального плюрализма, который в постмодернистской концепции становится одним из ведущих и гласит, что ни одна из возможных точек зрения не может быть признана доминирующей и претендующей на абсолютную достоверность. «Продвижение к истине в контексте постмодернистской философии предполагает учет различных уже имеющихся концепций при условии неограниченного прибавления к ним новых. Но это не обобщение, а общение, диалог различных форм понимания».26
Важным является и то обстоятельство, что теоретики постмодернизма рассматривают мир как некий становящийся, дискретный, многосмысловой текст, вобравший в себя различные культурно-исторические коды. Жить в этом мире-тексте можно только понимая его смыслы. Чтение социокультурных текстов, в числе которых панк-рок-субкультура, их декодирование и осмысление потребовало разработки нового методологического подхода. Таким новым методом работы с текстом стала «деконструкция», нацеленная на выявление смысловой многозначности текста, упразднение диктатуры смысла и значения, к снятию бинарных оппозиций, к ликвидации различных видов иерархии (в том числе и ценностной), а также к стиранию пространственных и временных границ.
Применительно к панк-року как к социокультурному тексту, являющемуся частью современного мира-текста, отсутствие бинарных оппозиций позволяет рассматривать данный феномен вне традиционного русла исследований «культура—антикультура»,27 что приводит к упразднению однозначных оценок типа «хорошо—плохо», «прекрасно—безобразно», «целесообразно—бессмысленно». Это в свою очередь дает возможность панк-року вписаться в современный многогранный мир-текст без ущемления каких-либо прав на существование. Более того, преодолевая пространственно-временные рамки, панк-рок из локального течения, возникшего в 70-е годы XX века в Англии и США, на сегодняшний день распространился по многим странам мира, включая Японию, Индонезию, Малайзию и коммунистический Китай.