Деконструкция панк-рок-субкультуры
Деконструкция панк-рок-субкультуры как социокультурного текста вскрывает его полисемию. Так как за внешней целостностью данной субкультуры взаимное сосуществование таких направлений, как punkhardcore, pop-punk и D. I. Y., тематические и идеологические векторы которых направлены в разные стороны, указывает на ее смысловую неоднозначность и наличие внутренних противоречий.
Однако отсутствие ярко выраженной иерархии составных частей позволяет говорить о правомерном применении для исследования субкультуры панк-рока постмодернистского принципа нонселекции, где каждая часть признается равнозначной и равноценной. То, что молодой человек может с легкостью войти в любое из этих направлений или же совмещать посещение концертов (прослушивание альбомов) punkhardcore, pop-punk или D. I. Y.-групп, выявляет отсутствие единого авторитарного центра данной субкультуры и позволяет рассматривать ее как некий семантический коллаж.
Иной ракурс рассмотрения феномена панк-рока выводит нас на то, что данная субкультура выступает специфической племенной культурой, связанной с попытками обретения молодыми людьми групповой солидарности в противовес стереотипам массового сознания, навязываемым массовой культурой. Если рассматривать молодежную субкультуру с этой точки зрения, то к ней применима концепция номадологии или «нового трайбализма», созданная Жилем Делезом и Феликсом Гваттари, где номады представляют собой силу, способную противостоять воздействию властных структур, воплощенных в государстве, враждебном природе индивида. В свете данной концепции представители панк-рок-субкультуры действительно предстают «племенами кочевников», которые и мыслят и действуют, создавая собственную культуру «внешне» по отношению к государству и его миру.
Они не подчиняются единовластию государства, не признают единого центра и не вписываются в монолитную государственную структуру, в рамках которого она существует. Объединяясь в панк-сквоты28 (обычно это заброшенные и малопригодные, с точки зрения современного цивилизованного человека, дома), панки образуют некую отдельную от общества особую племенную структуру совместного проживания, культурной (концерты, лекции, выпуск фэнзинов и т. д.) и политической (манифестации, пикеты, демонстрации, в основном антиглобалистского толка) деятельности.