Классика и современность эстрады
Может показаться, что такое понятие, как «эстрадная классика» представляет собой оксюморон. Ведь эстрада всегда злободневна и актуальна. Но общие закономерности построения структуры эстрадного номера являются фундаментальными, неизменными. Об этом убедительно говорят и современные процессы, идущие на эстраде. Новизна форм не означает сущностных изменений структуры и специфики того или иного эстрадного жанра, методологических принципов его создания.
Приходится слышать мнение, что «старые» жанры уходят. На смену им появляются новые формы, отвечающие эстетическим и социальным требованиям современности. Но современная практика дает немало примеров обратного: старые устоявшиеся жанры не пропадают. Просто сегодня они проявляются по-новому, но их художественная структура и методологические принципы построения номеров остаются незыблемыми, хотя могут меняться проблематика тем, мода, условия существования самой эстрады. Думается, в этом вопросе нельзя согласиться с мнением Л. Тихвинской о кардинальных изменениях, происходящих на современной эстраде: «Между эстрадой и жизнью иссохла, распалась связь, еще недавно живая и трепетная. <...> Давно и безнадежно устарели многие ее традиционные жанры».1
Вероятно, правильнее было бы отнести эти превращения не к изменению структурных, методологических, жанровых закономерностей, а к изменившемуся способу существования эстрады в современном культурно-художественном процессе.
Например, еще Аркадий Райкин писал о том, что искусство конферанса утеряно. А сегодня артистов-конферансье, в классическом понимании, просто единицы. Но если проанализировать то, что делает DJ (ди-джей), ведущий дискотеку, то можно отметить следующее: он налаживает контакт со зрительным залом вступает с ним в прямое общение, в основе его работы — импровизационный разговор со зрительным залом, он создает праздничную атмосферу, он ведет программу вечера. А ведь все что перечислено, - есть классические признаки жанра конферанса.
Можно и нужно критически относиться к художественному вкусу и культурному уровню ведущего дискотеки. Но он соответствует уровню культуры и художественных запросов его публики. Некоторые структурные и жанровые принципы эстрады сегодня выходят за ее рамки. Те же законы конферанса лежат в основе работы радиоведущих, которые в прямом эфире отвечают на телефонные звонки слушателей. Это не жанр интервью в журналистике: такой ведущий имеет, как правило, яркий актерский имидж, текст усыпан импровизационными репризами. Две стороны — ведущий и аудитория — практически общаются по тем же принципам, что конферансье со зрительным залом. И оттого, что слово летит по радиоволнам, суть не меняется. Принципы конферанса используются в относительно новом для России телевизионном жанре — игре. Может быть, поэтому наиболее удачно здесь выглядят те ведущие, которые имеют артистический эстрадный опыт, как например, Л. Якубович и М. Галкин.