Классика эстрады
Молодые артисты берут приемы, на основе которых были в свое время сделаны номера, ставшие классическими. Например, эстрадный клоун Ю. Гальцев «вспомнил» монолог А. Райшна (рассматривал фотографии) и сделал очень популярный номер, построенный на том же приеме, — «Екалы бабай!».
И. Олейников и Ю. Стоянов в телевизионной программе «Городок» разыгрывают блиц-миниатюры, которые являются по сути инсценированными анекдотами. А ведь это та форма, к которой с успехом прибегал тот же А. Райкин в своем МХЭТе. Это тоже эстрадная классика.
Приходится, например, слышать о том, что жанр куплета себя изжил, безнадежно устарел и вообще — погиб. Свидетельство тому единицы куплетистов на современной эстраде в традиционном понимании. Но, во-первых, он совсем не собирается умирать в своей частушечной форме. Более того, он очень активно проявляет себя и чрезвычайно популярен, только в новой и совершенно оригинальной ипостаси.
Речь идет о рэпе. Простота музыкального построения, разговорная интонация в манере исполнения (по отношению к рэпу не употребляют термин «поют», рэп — говорят), актуальность и злободневность в темах, короткая четырехстрочная и восьмистрочная строфа, наличие рефрена и даже сброса, доходчивость афористичного текста — разве все это не признаки жанра куплета? Другие ритмы, другая музыка, другие темы, но в остальном — классические признаки структуры куплетного номера.
Вот типичный пример современного рэпа:
(Заход):
Дань времени ты отдал на осколках империи
Без суждения о морали и вере.
Под гнетом новой стратегии,
Симптом которой — деньги.
(Сброс-рефрен):
Снова время ставит свою пробу.
Дурак в каждом из нас строит себе дорогу.
Спокоен тот, кто хранит в себе бога.
Здесь руки одноглазой Фемиды
Кольцом замкнули пищевые цепи.
Разбиты старые пирамиды, а новые, кроваво-скорые, их возводят.
Снова время ставит свою пробу.
Страх в каждом из нас троит свою дорогу.
Спокоен тот, кто хранит в себе бога.2
Чрезвычайно, и даже в большей степени, чем раньше, востребован и популярен танец на эстраде. Другое дело, что в большинстве своем он ушел в дискотеки, ночные клубы, в ресторанную эстраду. Здесь практически на нем (еще на песне) держатся программы варьете-заведений. Но оттого, что танец исполняется не в сельском, а в ночном клубе, законы построения номера в этом жанре не меняются.
Можно слышать, что практически ушел с эстрады жанр фельетона. Но только два примера обратного. Прекрасный музыкальный фельетон исполнил Е. Альпер на юбилейном концерте, посвященном 20-летию Санкт-Петербургского государственного театра «Буфф» (БКЗ «Октябрьский», октябрь 2003 года). Это был рассказ о сложной судьбе эмигранта (в настоящее время Е. Альпер является гражданином США), в котором соединился авторский текст артиста и исполнение романсов на стихи С. Есенина под собственный аккомпанемент на гитаре. Артисту удалось выразить серьезность и глубину темы в классической форме незаслуженно забытого жанра.