Архаические жанры
Музыкальный фельетон-мозаика вообще сегодня представляется архаикой. Но когда артист, точно следуя структурным закономерностям построения номера в этом жанре, находит возможность в классической форме воплотить современное содержание — такой номер просто «на ура» встречается публикой. В качестве редкого примера современного музыкального фельетона-мозаики можно привести произведение, исполняемое победителем в жанре конферанса Открытого российского конкурса артистов эстрады «Антре-96» М. Смирновым.
В нем актер сатирически осмеивает убогость подавляющего большинства музыкального материала современной песенной эстрады. Артист начинает номер русским народным балалаечным перебором (он профессионально владеет инструментом и прекрасно имитирует балалайку в гитарном исполнении). Звучит элементарная гармоническая последовательность: тоника — субдоминанта — доминанта — тоника. А затем артист постоянно начинает сбиваться на тексты шлягеров, которые сопровождаются теми же самыми четырьмя аккордами.
— Он уехал прочь на ночной электричке,
В темноте шагов закурил по привычке... (и снова балалаечный перебор);
— Любовь во всем виновата,
Лишь любовь во всем виновата... (опять балалайка);
— Видно, не судьба, видно, не судьба!
Видно, нет любви, видно нет любви!.. А в конце номера совершенно неожиданно звучит «Pardonnez-moi» из репертуара М. Матье все под тот же балалаечный перебор.3
Здесь налицо все классические признаки музыкального фельетона-мозаики, и в первую очередь выражение сатирического содержания через столкновение музыкальных тем в попурри.
Возьмем, к примеру, клоунаду, ставшую в последнее время популярным эстрадным жанром. Классический сюжет клоунады «Здесь играть нельзя» в исполнении знаменитого рыжего клоуна начала XX столетия Ричарда Рибо (он зафиксирован Е. Альперо-вым и опубликован С. Макаровым в «Клоунаде мирового цирка. История и репертуар»4) использовал Л. Енгибаров в своем номере «Скакалка».
Та же сюжетно-действенная структура, когда ведущий отбирает у клоуна предметы, не давая ему исполнять номер. И «Скакалка» Енгибарова стала классикой своего времени. Сегодня Л. Лейкин работает известный номер «Пилите», который строится на том же принципе — клоун хочет все время что-то неумело распилить пилой-ножовкой, а ведущий ему все время мешает и запрещает это делать. И опять подчеркнем: не просто старое содержание проявилось в новой форме. Закономерности построения художественной структуры клоунады остаются законом жанра.
Классические структурные основы эстрадных жанров незыблемы, и на современной эстраде выигрывают те исполнители, которые учитывают это обстоятельство, естественно оживляя при этом классическую схему своей неповторимой индивидуальностью.