Ритуализация повседневного времени
Французский философ Ж. Бодрийяр, говоря о симулятивных процессах в современной культуре, отмечает «гиперреальный статус» гипермаркетов.3 Этот статус складывается, на наш взгляд, из нескольких сущностных характеристик гипермаркета как социокультурного феномена. Во-первых, его автономность и выделенность по отношению к основной территории мегаполиса (чаще всего расположение на некотором удалении от границ города). В отличие от местной кондитерской, еще уцелевшей кое-где в старом центре, попасть в гипермаркет нельзя, выбежав из дома на минутку.
Это даже не поход, а специальная поездка, которая представляет собой особую процедуру ритуализации повседневного времени. Во-вторых, гипермаркетом выстраивается особого рода социокультурное пространство, на семиотическом уровне эквивалентное самому городу или даже в некоторых случаях превосходящее его. Если традиционный местный магазинчик до середины XX века может быть описан социокультурной метафорой «кладовая», универмаг — «дом», то супермаркет и особенно гипермаркет — это «город» или «город-государство», в котором есть всё: от аптеки, центра связи и банка до выставочного центра, яхт-клуба и гостиницы (Крокус-Сити).
Архитектоника семиотического пространства гипермаркета включает в себя потребление и созерцание, действие и релаксацию, высокие технологии и искусство,4 суггестивную ритуальность и квазисакрализацию явленной реальности. Если вернуться к высказанной выше идее о торговом центре как лабиринте, то нельзя не вспомнить об инициационном характере лабиринта и сакральности путешествия по нему, как в теологическом, так и психоаналитическом плане. Так, например, прохождение через мозаичный лабиринт Шартрского собора приравнивалось к паломничеству христианина в Святую Землю. В пересечении линий лабиринта разными учениями прочитывается потерянность в глубинах подсознания или мудрость мироздания. Таким образом, лабиринт как выражение психического или религиозного поиска сути жизни или своего «я» превращает гипермаркет в место социокультурной индивидуации.5 Американский социолог Дж. Твитчел в своей книге «Введи нас во искушение» указывает на псевдорелигиозную функцию современного торгового центра: «Раньше по воскресеньям люди ходили в церковь, а сейчас спешат в гипермаркет причаститься шоппингу».